Ученик в школе: технологии сопровождения

Жизнь первоклассника

Адаптация первоклассника к школе

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Вот признаки успешной адаптации: Вот как выглядит 
успешная адаптация А что представляет собой школьная дезадаптация?

Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов, это видно и по результатам диагностики, которую мы проводим каждый год в конце октября или начале ноября.

Диагностика уровня адаптации первоклассников к школе состоит из двух частей: сначала каждый первоклассник отвечает на вопросы анкеты, потом рисует картинку на тему "Я в школе". Вопросы анкеты касаются разных сторон школьной жизни: отношение к урокам и домашним заданиям; отношение к учителю; отношения со сверстниками. Проанализировав ответы детей и особенности их рисунков, мы выделяем три группы первоклассников.

Первая группа — те ребята, для которых период адаптации к школе прошёл успешно. Вторая группа — это школьники, у которых адаптация вызывает определённые трудности. Третья группа — это первоклассники, адаптирующиеся к новым условиям с огромным напряжением сил. Они, как правило, с самого начала школьной жизни получают немало критических замечаний в свой адрес, а им, наоборот, в этот сложный период особенно нужны внимание и грамотная психологическая поддержка взрослых.

Как вы можете узнать о результатах диагностики своего ребенка? Ну, во-первых, у вас, наверняка, уже сложилось вполне определенное мнение о том, насколько хорошо он привыкает к школе: вы же разговариваете со своим первоклассником каждый день и слушаете его (я так надеюсь). Во-вторых, учительница, наверное, тоже вам что-нибудь говорила, и к её мнению вы прислушиваетесь (я так надеюсь). В-третьих, в ноябре в начальной школе всегда проводится родительское собрание, посвященное вопросам адаптации. Я на собрание обязательно прихожу, знакомлю вас с результатами диагностики по классу в целом и отвечаю на ваши вопросы.

Как быть, если до диагностики ещё далеко, а у вас уже появились вопросы, сомнения, трудности, связанные с адаптацией к школе вашего ребенка? Не ждите, пока проблема рассосётся сама собой. Опыт показывает, что в большинстве случаев этого не происходит. Загляните в раздел "Если ваш первоклассник не слишком удачно начал свой учебный год". Там рассматриваются некоторые типичные родительские ошибки этого периода. Не помогло? Приходите на индивидуальную консультацию в кабинет 101, дни и часы первичного приёма лучше уточнить в школе.

Чтобы облегчить первоклассникам процесс формирования новых умений и качеств, необходимых для успешного обучения, мы организуем с ними специальные групповые занятия. С программами занятий вы можете познакомиться в таблице:

Название программы Количество занятий в неделю Длительность одного занятия Количество занятий в цикле Количество человек в группе
Адаптация к школе. Цикл "Воля и самоконтроль". 1 45 мин 10 — 12 8 — 10
Адаптация к школе. Цикл "Уверенное поведение". 1 45 мин 10 — 12 8 — 10
Адаптация к школе. Цикл "Внимание и память". 1 45 мин 10 — 12 8 — 10
Азбука общения. 1 45 мин 10 — 12 8 — 10

Эти занятия могут вести и психолог, и специально подготовленный учитель. Основанием для зачисления ребенка в группу являются результаты диагностики, рекомендации учителя, а также родительский запрос. Проще говоря, если вы, как родитель, считаете, что вашему ребенку полезны были бы те или иные занятия, обсудите это с учителем или сразу приходите ко мне, в кабинет 101.

Пожалуйста, обратите внимание на то, чтобы ребенок не пропускал занятия! Это необходимое условие для появления результата. Ведь любой навык формируется только в результате систематических тренировок.


 

Сайт создан в системе uCoz