Ученик в школе: технологии сопровождения

Привет, пятиклассник!

Привет!

Если четвероклассникам в конце учебного года задать вопрос "Как ты представляешь себе твою жизнь в пятом классе?", ответы будут, конечно, разные. При внимательном рассмотрении их можно поделить на три группы:

Возникает вопрос: неужели, в самом деле, переход ребенка из начальной школы в среднюю представляет собой проблему? Давайте разберемся вместе.

Освоить новое пространство

Пятикласснику необходимо привыкнуть к новой школьной обстановке, перейдя от уюта и защищенности своей родной классной комнаты к необходимости постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. При этом на каком-то из кабинетов может, к сожалению, не оказаться нужной таблички, а этажи в школе иногда ничем не отличаются друг от друга. Тетрадь с домашним заданием по математике, в спешке забытая в кабинете истории, легко может стать причиной двойки. Очередь в буфете, куда теперь нужно бежать с четвертого этажа, а потом так же стремительно возвращаться обратно, настроения пятикласснику не улучшит.


Установить новые отношения

Две девочки

С самого первого дня в школе ребенок привыкал к одной учительнице - ее голосу, особенностям интонации, темпераменту, учебным требованиям. Безусловно, были в его жизни и другие педагоги, но основной учитель в начальной школе все-таки один (вернее, одна).

В пятом классе на каждом следующем уроке приходится иметь дело с новым взрослым, а значит, с каждым из них нужно выстраивать новую систему отношений. Часто ребята не могут назвать даже имена-отчества большинства учителей, работающих в их классе, и, тем более, не представляют себе требований каждого учителя и критерии оценок. Поэтому на вопрос возмущенного родителя "За что же все-таки двойка?" совершенно искренне отвечают: "Не знаю!".

С подросшими сверстниками отношения, мягко говоря, тоже складываются неоднозначно. Даже если ты в этом классе проучился все предыдущие четыре года. Возможно, появятся новые ученики или просто начнется новый виток борьбы за лидерство. Тогда придется заново искать свою "нишу" в структуре класса, занимать ее и никому не отдавать!


Проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения

Пятиклассники, в отличие от учеников начальной школы, — это уже младшие подростки. Соответственно, в поведении ребят ярко проявляется такая особенность младшего подросткового возраста, как желание быть самостоятельным и, в то же время, не нести никакой ответственности за свои поступки. Суждения взрослых резко теряют авторитет, на первый план выходит общение с ровесниками. Очень важно, чтобы к началу обучения в пятом классе ваш ребенок обладал хотя бы небольшим опытом принятия самостоятельных решений, умел и хотел сотрудничать с другими людьми - сверстниками и взрослыми.

Сколько времени длится адаптация к 5-му классу?

В среднем, 1-2 месяца. К началу осенних каникул подросток уже должен войти в нормальный рабочий режим.

Это значит: он хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром, активен и жизнерадостен в течение дня, засыпает в разумное время. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на различные увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела.

Он делится с вами своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы нравятся вашему ребенку, а какие вызывают трудности и неприятности. Вы были на родительском собрании, общались с классным руководителем, знаете, как с ним связаться в случае необходимости. Еще вы знаете, как складываются отношения между ним и ребенком.

Еще очень важно: вы знаете, есть ли у ребенка друзья (подруги), знаете, как их зовут, и они бывают у вас дома.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой школьной ситуации, если вы чувствуете, что не все в школе идет гладко?

Важна общая эмоциональная атмосфера адаптационного периода: ваше спокойствие, уверенность, дружелюбность, готовность помочь.

Пристального внимания к психологическому состоянию ребенка требует ситуация смены школы в связи с переездом семьи на новое место жительства. В этот период меняется круг друзей и знакомых, рвутся старые связи и отношения, родители заняты поиском работы и добыванием денег для семьи, а от ребенка требуется хорошая учеба и правильное поведение. Справиться с такой ситуацией самостоятельно — непосильная задача для подростка. Нужен умный, тактичный, понимающий, терпеливый, опытный старший друг. И лучше всего, если таким другом будут мама или папа.

Кстати: ребенок должен быть абсолютно уверен в том, что ваша любовь к нему постоянна и не зависит от его школьных успехов или неудач.

Вот что еще можно и нужно делать:

Сайт создан в системе uCoz