Карта сайта | На главную страницу | Школьный психолог | Готовимся к школе | Жизнь первоклассника | Привет, пятиклассник! |
Кто-то из великих людей однажды сказал: "Героями не рождаются, ими становятся". Родителями тоже не рождаются. А как ими становятся? В физиологическом смысле все понятно: появился на свет сын или дочь, вот ты и стал родителем. Как у Михаила Жванецкого: "Одно неосторожное движение – и ты отец". А родитель-воспитатель, родитель-друг, родитель-наставник – как стать для своего ребенка именно таким, с большой буквы, Родителем? И в чем нынче заключаются смысл и цели родительского воспитания? И какими методами этих целей добиться? И почему нам, взрослым хорошим людям, так часто не удается найти общий язык с собственным ребенком?
Десятки родительских "Почему?" и "Как?" ежедневно, причем, на большинство из них даже вездесущий Интернет ответов не дает. И еще катастрофически не хватает времени – работа, работа, видимся с дитем только рано утром и поздно вечером. Днем выручает мобильник – как же без него наши родители нас растили?!
Стоп!! Если ситуация вам незнакома, то дальше не читайте! Это точно не про вас! Если же ситуация сильно похожа на вашу, остановитесь и подумайте:
А) что вашему ребенку делать с вами – вечно замотанными, недовольными, нетерпеливыми, неулыбчивыми, нудными до оскомины родителями? Как ему достучаться до вас, если вам всегда некогда или вас нет дома?
Б) где и с кем вы можете поделиться своими переживаниями, сомнениями, тревогами, связанными с проблемами в общении с сыном или дочерью? К кому вы можете обратиться за помощью – к специалисту, родственнику, другу (подруге)?
В) когда последний раз вы хохотали вместе с ребенком? Что это была за ситуация?
Более десяти лет назад я впервые собрала в школе группу родителей, которые не только понимали, что их отношения с детьми могут стать лучше, но и готовы были пробовать новые способы общения.
Мы с мужем тогда растили наших сыновей-подростков. Бывало, что наши взгляды на то, как лучше поступить в той или иной ситуации, довольно резко различались. Не всегда лучший выход из ситуации был очевиден. Отдаленные последствия того или иного детского проступка начисто терялись в туманном будущем.
Консультируя в школе родителей учеников, я убедилась, что многие родительские ошибки и трудности похожи, а, главное, - у большинства из нас есть сильное желание общаться с детьми по-другому. А как это – "по-другому" и где можно этому научиться? Ответы на эти вопросы лучше искать не в одиночку. Вот так собралась первая родительская группа на программу "Тренинг родительской эффективности". В основу программы легли идеи Альфреда Адлера, известнейшего психотерапевта ХХ века, и рекомендации Юлии Борисовны Гиппенрейтер, доктора психологических наук, профессора Московского государственного университета.
Групповая работа – процесс яркий, эмоционально насыщенный и удивительно полезный для каждого участника. Основные участницы, конечно, мамы. Гораздо реже приходят на группу отцы или бабушки. А жаль. Именно такие группы запоминаются бурными обсуждениями, нестандартными предложениями, разнообразием мнений.
Об эффективности проделанной психологической работы я могу судить по отзывам участников. Но не менее важен для меня другой факт: я же работаю в школе с теми самыми детьми, чьи родители ходили на занятия в "школу родительского мастерства" - так сегодня называется программа. И вижу, как в лучшую сторону меняется мировосприятие ребенка, его отношения со сверстниками, поведение в целом. Ну, не у всех, конечно, но у большинства. И это радует!
Психологический тренинг "Школа родительского мастерства" рассчитан на родителей детей дошкольного и школьного возраста, заинтересованных в поиске эффективного стиля семейного общения.
Цель тренинга: освоить навыки партнерского общения с детьми.
Структура тренинга – 6 встреч по 2 часа с периодичностью один раз в неделю.
В программе:
Формы работы: мини-лекции, ролевые игры, групповые упражнения, направленные на приобретение практических навыков, разбор конкретных ситуаций. Каждый участник группы получает раздаточный материал.
Участие в тренинге предполагает выполнение домашних заданий: в течение недели до следующей встречи вы совершенствуете полученные на занятии навыки в реальных отношениях со своими детьми.
После завершения тренинга каждый участник будет уметь:
Записаться на тренинг можно, позвонив мне по телефону +7 911 955 85 95. Занятия начинаются по мере формирования группы. Обычно встречи проходят или в пятницу вечером, или по субботам в первой половине дня.
С отзывами участников тренингов можно ознакомиться здесь.
На вопрос "Что бы вы хотели добавить в программу тренинга?" почти все участники говорят: "Занятия вместе с нашими детьми". Поэтому логическим продолжением встреч с родителями стал тренинг эффективного взаимодействия взрослых и детей "Шаг навстречу".
Он может быть организован по-разному, в зависимости от потребностей группы и возраста детей-участников. Например, это может быть двухчасовая игровая программа, в которой участвуют дошкольники и младшие школьники. А с подростками 10-12 лет можно организовать несколько встреч.
Посмотреть фотографии с тренинга взаимодействия родителей с детьми, 2003 год
Посмотреть видеозапись с тренинга взаимодействия "Родители и дети", 2010 год.
Книга рассказывает о принципах общения, в основе которых лежит, в первую очередь, уважение к ребенку. Содержит много заданий для родителя, много жизненных примеров. Требует очень внимательного, вдумчивого прочтения.
Как видно из названия, это продолжение первой книги. Размышления на тему воспитания, развитие мыслей, изложенных в первой книге.
Эта книга состоит из воспоминаний различных людей о своем детстве. Люди, правда, непростые, а очень известные: Марина Цветаева, Святослав Рихтер, Агата Кристи, Лидия Чуковская… Автор пишет: "Цель этой хрестоматии – в том, чтобы помочь нам, взрослым, глубже, лучше, сочувственнее понять детей".
Читая книгу, постоянно вспоминаешь собственное детство. Удивляешься, грустишь, недоумеваешь – равнодушным не остаешься. Хорошо читать отдельными главами, не спеша.
Те же идеи уважительного отношения к ребенку, что и в книгах Ю.Б.Гиппенрейтер, представлены здесь несколько в ином стиле. Примеров множество, и они узнаваемы настолько, будто автор жил в твоей семье. Очень рекомендую в качестве настольных книг.
Авторы привлекают внимание читателя к традициям православной культуры, справедливо полагая, что многих ошибок в воспитании детей можно избежать, если опираться на наш, российский, а не западный или американский менталитет. Подробно и откровенно обсуждаются особенности воспитания мальчиков и девочек, этапы сексуального воспитания, трудности воспитания в неполной семье, воспитание патриотизма и многие другие болезненные, редко освещаемые в прессе вопросы.
Воспоминания о детстве, рассказанные талантливым писателем и мудрым человеком. Совершенно необходимо прочитать и законспектировать мамам, у которых подрастают сыновья. Первый раз эта книга попала мне в руки, когда мне было лет двенадцать, и я хохотала, полагая, что автор выдумал более половины историй.
А когда у меня росли свои мальчишки, книга оказалась потрясающим учебником! Мотивы поступков ребенка, совершенно необъяснимых и глупых с точки зрения взрослого, автор описывает логично и вполне привлекательно.
Для тех родителей, кто верит, что дети – тоже люди, и хочет научиться их понимать.
Наверх |