Назад в раздел "Привет, пятиклассник!"
Развивать навыки, необходимые для успешной учебы
Из года в год учителя отмечают, что в пятом классе падает успеваемость.
Почти всегда, почти у всех учеников. Про объективные причины этого явления
мы уже говорили: новые требования, новые критерии оценивания, новые
отношения с учителями.
В то же время, для формирования личности начало обучения в средней
школе — период очень важный: мнение об ученике (троечник или отличник,
трудяга или прогульщик) складывается сейчас, и, скорее всего, этот образ
надолго к ребенку прилипнет. Чтобы изменить его, в будущем потребуется
немало усилий. Так что же делать родителям сейчас с этой несчастной
успеваемостью?!
Пустить все на самотек нельзя. Темп обучения интенсивный, объем
материала большой, наверстать упущенное будет трудно.
Давить и прессовать в стиле "Пока все не выучишь — гулять не пойдешь!"
обычно не помогает. Как ни странно, ребенок отчего-то не хочет или не
умеет учить уроки сам. Зато количество конфликтов и скандалов в семье
резко возрастает.
Давать за пятерку 50 рублей, за четверку — 40 и так далее? Те, кто
пробовал этот метод, говорят, что действует он очень короткое время. Хуже
всего то, что вскоре за выполнение даже самых элементарных домашних дел
ребенок начинает требовать деньги. Пример из жизни: бабушка просит внука
налить ей чашку чая. "А сколько ты мне за это заплатишь?" — на полном
серьезе интересуется внук.
Можно еще нанять репетиторов, но опыт показывает, что и в этом случае
проблема решается лишь частично.
Чтобы улучшить ситуацию в целом, необходимо систематическое
родительское участие в жизни ребенка.
Для этого нужно:
- Читать книги и обязательно обсуждать с детьми прочитанное. То же
самое относится к просмотру фильмов, спектаклей, телепередач. В разговоре
с родителем "на равных" ребенок учится видеть причины поступков различных
персонажей, аргументировать свою точку зрения, анализировать, делать
выводы, высказывать умозаключения. Другими словами, с вашей помощью
развивает логическое и критическое мышление, необходимое для успешной
учебы.
- Обеспечить ребенку возможность заниматься творчеством (рисовать,
фотографировать, сочинять рассказы, писать стихи, шить одежду, выпиливать
лобзиком и т.д., и т.п.). Развиваются воображение, нестандартность
мышления, появляется собственный опыт, повышается самооценка.
- Делиться с ребенком чувствами, возникающими у вас от красоты
природы, от услышанной музыки, от только что увиденного фильма, от
красивых или некрасивых поступков других людей. Интересоваться его
впечатлениями от жизненных событий, проявлять понимание и сочувствие. В
таком общении с вами ребенок учится анализировать собственные поступки,
овладевает основами регуляции психоэмоционального состояния.
- Вместе с ребенком участвовать в общей деятельности с другими
людьми — родственниками, друзьями семьи, сверстниками ребенка. Участие в
субботниках, семейных походах, совместных выездах загород учит ребенка
чувствовать себя членом команды. Это значит, что ваш ребенок будет уметь
проявлять гибкость в поведении, идти на уступки ради общей цели, обращать
внимание на интересы и настроение других людей.
Сайт создан в системе
uCoz